Как помочь ребёнку сделать первые шаги в мире ИТ
Базовое понимание того, как работает компьютер сегодня необходимо любому – даже тем, кто не хочет в будущем связывать свою жизнь с ИТ. Технологии уже сейчас глубоко встроены в нашу жизнь во всех отраслях, и совсем скоро искусственный интеллект будет на каждом шагу – от умной одежды до беспилотного такси. Поэтому мы постоянно говорим о важности ИТ-образования, которое будет полезным как для будущего программиста, так и для журналиста, эколога, инженера и других возможных специальностей. Но как понять, с чего начать?

Разбираемся вместе с директором «Прогматики» Алексеем Хабибуллиным и публикуем тезисы из его вебинара для родителей школьников, который проходил осенью прошлого года – о том, как начать занятия программированием, какие навыки пригодятся для старта в ИТ и где учиться. Полную версию выступления можно посмотреть здесь.
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить выход новых материалов и образовательных новостей ИТ-школы:

Вконтакте: vk.com/progmatica_it
Телеграм-канал: t.me/progmatica_it

Больше полезного контента для родителей в телеграм-канале: «‎Дети, технологии, образование и их совокупность»: t.me/itkidz
Младший школьный возраст
Нельзя сказать что вещи, которые мы упоминаем, строго относятся к определенной возрастной градации: всё это можно делать в более старшем возрасте – главное, чтобы ребёнок был увлечен процессом.

1) Компьютерная грамотность
Мы привыкли думать, что школьники хорошо разбираются в компьютерах, но 2020 год, локдаун и удалённое образование показали, что это не так. Многие школьники не смогли настроить себе учебное окружение, войти в Zoom и так далее. Дети не понимают, как устроены рабочие программы, потому что интерфейс взаимодействия отличается от интерфейса привычных их программ, например, компьютерный игр. Поэтому с цифровой грамотностью нужно работать обязательно. Ребята должны представлять, из чего состоит компьютер, какие есть составные части, как он думает и за счёт чего работает.

2) Слепая печать
Слепой десятипальцевый метод набора поможет печатать с высокой скоростью и может сильно облегчить жизнь, сэкономив огромное количество времени. Существует большое количество тренажеров, которые позволяют заниматься в игровой форме. Например, одна из лучших программ, которая развивается с 90-х годов – Соло на клавиатуре.

3) Развиваем логику
Простые логические задачи и шахматы, занятия которыми будут полезны вне зависимости от уровня умений ребёнка. Кроме того, как мы любим говорить – «в любой непонятной ситуации занимайся математикой». Это важнейшая база для всего. Не нужно во втором классе пытаться решать уравнения – физиологически в этом возрасте сложно даются задачи на абстрактное мышление, именно поэтому педагоги оперируют яблоками и ящиками. А вот к пятому классу у детей формируется неокортекс, кора больших полушарий, и тогда можно переходить к иксам и переменным.

4) Детская робототехника
С одной стороны, это конструирование, с другой стороны – графические языки программирования, которые очень хорошо помогают понять, на основании чего компьютер принимает решения. Ребёнок начинает понимать, что каждая картинка в телефоне – это набор нулей и единичек, а значит меньше верит в абстрактную магию и больше – в науку и технологии.
Средний школьный возраст
В этом возрасте продолжаем заниматься компьютерной грамотностью, изучаем офисные программы и учим математику, которая может стать отличной зарядкой для ума на каждый день. Что ещё?

1) Начинаем учиться программировать
Даже если не было опыта с графическими языками программирования, можно уже начинать изучать текстовые языки. Мы видим, что ребята из 6–7 классов хорошо реагируют на Python (который сейчас является самым популярным языком разработки) и решают на нём самые разные задачи. Этот инструмент школьник вполне может начинать осваивать и развиваться в этом направлении.

2) Языки олимпиадного программирования
После Python можно переходить на языке посложнее: например, C++ или Java. Оба они чрезвычайно популярны и распространены. Особенно важно пробовать разное: ребёнку может понравиться C++, но не понравиться Python, и это нормально. Главное – иметь возможность попытать свои силы в нескольких направлениях.

3) Работа с «железом»
Нельзя сказать, что навык пайки очень востребован в обычной жизни, но это полезная для развития вещь, которая нравится большинству детей вне зависимости от их пола. Возможность собрать из горы деталей что-то, что, например, мигает лампочками, может увлечь и заинтересовать инженерными специальностями.

4) Олимпиады и проектные конкурсы
В среднем школьном возрасте можно начать смотреть в сторону конкурсов: например, Национальная технологическая олимпиада, у которой есть трек, начиная с 5-го класса. Команда НТО при формулировке задач пытаются использовать современную проблематику, и это тоже очень классно.
Где учиться?
1) Школа
Идеальный вариант – если у ребёнка под рукой сильная школа с сильными учителями и классной средой. Среда определяет всё: очень редко бывает, когда в не очень благополучной среде ребята показывают мощный результат, а если это происходит, то вопреки, а не благодаря. Если вы видите, что у ребёнка есть интерес, любопытство и склонность к точным наукам – подбирайте его подходящее окружение, даже если для этого придётся поменять школу.

2) Дополнительное образование
Дефицита допобразования в ИТ-сфере в регионах нет, есть дефицит кадров – логично, если человек хорошо программирует, то ему выгоднее стать айтишником самому, чем учить других. Поэтому при выборе кружка в первую очередь обращайте внимание на педагогов. Их мало, но хороших найти точно можно.

3) Коммерческие кружки
Здесь может запутать огромный выбор. Как отличать хорошее от не очень? Опять же – смотрите на преподавателей, читайте отзывы и приглядывайтесь. Что касается онлайн-курсов – это вещь подходит всем или почти всем, и программированию научиться в онлайне довольно легко. Можно учиться самостоятельно, потому что ресурсов много, но образовательная система помогает дисциплинировать и поддерживать мотивацию.
1) Поступление в университет
В этом возрасте уже нужно формулировать цель для поступления в вуз. Чтобы понять, какую специальность выбрать, что ребёнку интересно, ему нужно увеличивать насмотренность и кругозор, пробовать разное, чтобы было, из чего выбирать направление для развития.

2) Пример
Идеально, когда у подростка есть ролевая модель. Это может быть родитель, который вместе с ребёнком интересуется какой-то сферой деятельности, они вместе занимаются и обсуждают. Другой вариант – учитель или педагог в организации дополнительного образования. Вдохновить может даже медийный персонаж: например, согласно социологическим исследованиям, Тони Старк, инженер-супергерой из фильма «Железный человек», помог привлечь внимание подростков к технологиям и увеличить популярность ИТ-профессий.

3) Проекты
Проектные конкурсы и олимпиады помогают сделать законченный продукт. Ещё один пример – школьные стартапы, которые становятся не только возможностью попробовать себя, но и многому научиться даже на этапе обсуждения проекта. Кроме того, не нужно бояться зарабатывать на этом деньги. Вероятность, что у подростка получится монетизировать свой проект с первого раза, невелика, но такие случаи тоже есть, и свой маленький реализованный проект станет хорошим стартом для реализации будущего стартапа.
Старший школьный возраст
Меньше чем через месяц начнётся лето и школьники отправятся на долгожданные каникулы, мы хотим помочь ребятам провести лето интересно, полезно и открыть для себя новые возможности, которые ждут их в мире ИТ.

Летом наша ИТ-школа проведёт более 10 бесплатных онлайн-марафонов, на которых все желающие (начиная с 3 по 11 классы) смогут примерить на себя ИТ-профессии, познакомиться с их разнообразием и приобрести новые навыки за время марафонов, которые будут длиться от 2 до 7 дней. А участники смогут познакомиться с единомышленниками и завести новых друзей со всех уголков страны.

Узнать подробнее о марафонах и записаться можно по ссылке: «Марафон марафонов 2022»
Приглашаем школьников познакомиться с миром ИТ уже этим летом
Современные дети пользуются технологиями с самого раннего возраста на нативном уровне: они не видели мир без интернета и тач-интерфейсов и регулярно взаимодействуют с самой разной техникой. Как помочь им начать развивать техническое мышление? Здесь важно не давить на ребёнка и чрезмерно не увлекаться ранним развитием – лучше всего маленькие дети учатся в игре.

1) Мелкая моторика
Любые упражнения на мелкую моторику – от сортировки вещей до катания пластилина – помогают развивать мозговую активность и формировать новые нейронные связи. Кроме того, такие практики физиологически связаны с речевым аппаратом, что тоже будет полезно.

2) Пространственное воображение
Здесь вам помогут любые конструкторы, в том числе Лего и его аналоги, а также деревянные и металлические конструкторы. Логическое мышление хорошо развивают разные загадки – их очень много в интернете для всех возрастов.
Дошкольники
Мотивировать ребёнка на удалёнке нужно примерно так же, как и взрослого. Мы все научились работать удалённо. И основная проблема здесь – в самой организации труда или учёбы. На работе это обычно делает руководитель, поэтому я советую стать хорошим руководителем своему ребёнку. А что должен делать хороший руководитель? Организовывать, планировать, координировать, мотивировать и контролировать. Если добавить формальности и структуры, тогда нашему мозгу проще отделить время концентрации от времени расслабления. Помогите ребёнку выстроить расписание, составить план, навести порядок на рабочем столе, договоритесь о целях и вознаграждении. Ну и поддерживайте его и искренне интересуйтесь его успехами. Звучит, конечно, просто, но сделать сложнее. Само не получится.
Если вы хотите узнать больше о том, как проходят занятия в школе – приходите на пробный бесплатный урок, в рамках которого можно будет познакомиться с преподавателем и форматом ИТ-школы, поучаствовать в интерактивном занятии и написать свой первый код!

И, конечно, задать все интересующие вопросы.
Для участия заполните форму