«Пробовать – вот настоящая профориентация»: директор ИТ-школы «Прогматика» – о своём опыте работы с детьми, перспективах онлайн-обучения и как мотивировать ребёнка учиться
Как собрать классную команду для детской онлайн-школы? Где могут пригодиться навыки программирования, если ребёнок решит не связывать свою жизнь с ИТ? Почему самый ценный отзыв – негативный? Пообщались об этом и многом другом с директором ИТ-школы «Прогматика» Алексеем Хабибуллиным, который рассказал о себе и поделился советами для интересующихся родителей.
В какой сфере могут пригодиться полученные навыки программирования? Если коротко – в любой. Наша жизнь – данные. И с появлением и распространением компьютеров накопление данных происходит буквально при любых действиях. Их можно анализировать, будь ты историком, агрономом, врачом, биологом или слесарем. Умеешь кодить и понимаешь, как работает компьютер – имеешь конкурентные преимущества вне зависимости от области работы.
Росту помогает в том числе правильный фидбек, поэтому я считаю, что самый ценный отзыв – негативный, когда люди находят узкое место в процессе. И за это я очень благодарен и очень ценю негативную обратную связь. Приятно, конечно, когда благодарят, но когда говорят о слабых местах и зонах роста – это мотивирует больше всего.

Наша главная ценность – помочь детям чуть более осознанно принять решение о выборе направления своего развития. Пробовать – вот настоящая профориентация. Хочется дать возможность попробовать многое.
Понятно, что родитель не может быть специалистом во всём. Поэтому, если вас интересует развитие ребёнка в этой области, но чёткого понимания о специфике ИТ нет, я советую найти знающего наставника, который подскажет и поможет. Например, я провожу консультации для родителей про путь школьников в ИТ, на которых делюсь своим опытом. Ну и в целом проблем с доступом к информации в современном мире нет, её даже перебор. А вот сориентироваться в многообразии поможет грамотный проводник. Для этого я веду телеграм-канал, в котором в том числе рассказываю про разные возможности для детей.
Мотивировать ребёнка на удалёнке нужно примерно так же, как и взрослого. Мы все научились работать удалённо. И основная проблема здесь – в самой организации труда или учёбы. На работе это обычно делает руководитель, поэтому я советую стать хорошим руководителем своему ребёнку. А что должен делать хороший руководитель? Организовывать, планировать, координировать, мотивировать и контролировать. Если добавить формальности и структуры, тогда нашему мозгу проще отделить время концентрации от времени расслабления. Помогите ребёнку выстроить расписание, составить план, навести порядок на рабочем столе, договоритесь о целях и вознаграждении. Ну и поддерживайте его и искренне интересуйтесь его успехами. Звучит, конечно, просто, но сделать сложнее. Само не получится.
Умеешь кодить и понимаешь, как работает компьютер – имеешь конкурентные преимущества вне зависимости от области работы.
Но, на мой взгляд, понимание того, как работает компьютер, должно быть у каждого современного человека, а навык кодинга часто упрощает жизнь – вне зависимости от сферы деятельности.
Про ИТ сейчас говорят из каждого утюга. Данные – новая нефть, кадров не хватает, айтишники востребованы и обеспечены. Собственно, любой родитель хочет для своего ребенка лучшей жизни. Сегодня такую жизнь может дать программирование. Но, на мой взгляд, понимание того, как работает компьютер, должно быть у каждого современного человека, а навык кодинга часто упрощает жизнь – вне зависимости от сферы деятельности. Программирование может решить рутинные задачи, которые бесят больше всего, и круто если ты можешь сделать это самостоятельно.
Про актуальность ИТ и самообразование родителей
Наша главная ценность – помочь детям чуть более осознанно принять решение о выборе направления своего развития.
Что-то новое никогда просто не бывает. Для нас важно было за первый год сделать продукт и научиться его продавать. Кажется, что мы справились. Любое новое дело – это всегда много неопределенности, но в тоже время у нас уже было понимание, как работать со школьниками. Глаза боятся, а руки делают! Вот взяли и сделали. Неидеально, много над чем можно работать, но в итоге сейчас у нас есть линейка курсов, есть ученики, протестировано большое количество гипотез. Не всё получилось, но многое. Летом провели марафон марафонов, интенсивы, запустили групповые и индивидуальные занятия, расширили линейку курсов.
Как начиналась «Прогматика» и кто работает в команде
Команду мы подбирали исходя из опыта и соответствия духу школы. Костяк школы – ребята из управления довузовского образования Университета Иннополис. У всех большой опыт работы – в том числе и с онлайном. Сейчас команда немного поменялась, потому что задачи меняются. На старте надо было запуститься, а теперь вот надо расти.
Если выбирать между офлайном и онлайном, то я советую выбирать офлайн. А если между онлайном и отсутствием образования, то онлайн. С программированием всё попроще, потому что им-то можно заниматься онлайн без потери качества. Но классно, когда кроме знаний есть ещё дополнительные эффекты – вроде командной работы. Мы вводим такие элементы в наши занятия, провоцируем ребят на работу в группах. Не всё получается, но мы упорны. Уверен, что мы найдём такие форматы, при которых в онлайне будем развивать не только навыки программирования, но и коммуникацию, командное взаимодействие. Это важно, потому что программисты не работают в одиночку.
Онлайн-образование и специфика удалёнки
Мы провоцируем ребят на работу в группах и ищем форматы, при которых будем развивать не только навыки программирования, но и коммуникацию, командное взаимодействие. Это важно, потому что программисты не работают в одиночку.
Не нужно давить. Часто встречаю родителей, которые нагружают ребят даже против их воли. Самое важное в образовании (да и вообще в жизни) – мотивация. Убить её проще простого. Вот я бы советовал родителям поддерживать у детей желание и импульс к деятельности. И пусть это будет не программирование, а что-то другое. Но зато то, что увлекает и приносит радость. А так, если интерес есть – пробовать, участвовать в хакатонах, олимпиадах, ездить в профильные смены и искать позитивную среду с такими же ребятами, которым интересно узнавать новое и развиваться в ИТ. А бытие, как известно, определяет сознание.
Как мотивировать ребёнка?
Меня зовут Алексей, мне 39 лет, у меня двое детей, и я пять лет живу в Иннополисе. Я педагог и всю жизнь работаю в образовании. В прошлом году переплыл Волгу в родном Нижнем и жутко этим горд – так, что всем при случае об этом рассказываю :)
С детьми я работаю, сколько себя помню, так что у меня большой опыт. И хотя мой профессиональный путь был извилист, работой со школьниками и студентами занимался всегда: вёл кружки, готовил школьников к олимпиадам, проводил профильные лагеря для ребят, организовывал олимпиады и конкурсы. Мне кажется, что в этой работе я побывал на всех позициях – от преподавателя до директора.
О себе и опыте работы с детьми
Мотивировать ребёнка на удалёнке нужно примерно так же, как и взрослого. Мы все научились работать удалённо. И основная проблема здесь – в самой организации труда или учёбы. На работе это обычно делает руководитель, поэтому я советую стать хорошим руководителем своему ребёнку. А что должен делать хороший руководитель? Организовывать, планировать, координировать, мотивировать и контролировать. Если добавить формальности и структуры, тогда нашему мозгу проще отделить время концентрации от времени расслабления. Помогите ребёнку выстроить расписание, составить план, навести порядок на рабочем столе, договоритесь о целях и вознаграждении. Ну и поддерживайте его и искренне интересуйтесь его успехами. Звучит, конечно, просто, но сделать сложнее. Само не получится.
Если вы хотите узнать больше о том, как проходят занятия в школе – приходите на пробный бесплатный урок, в рамках которого можно будет познакомиться с преподавателем и форматом ИТ-школы, поучаствовать в интерактивном занятии и написать свой первый код!

И, конечно, задать все интересующие вопросы. Для участия заполните форму